Звёздные войны на Куличках

Материал из Энциклопедия звёздных сайтов
«Сайт, когда он работал, был хорош, можно сказать, он был в тройке лучших (с «Химерой» и StarWarsDatabase от Mephisto). Имел свою нишу - публикации о ЗВ в русской прессе и фан-фики на форуме. Форум тоже был хорош, точнее, крупных тогда вообще два было - Камрад и Кулички; первый был, скажем так – «технический», второй – «гуманитарный». Но после ухода Гаечки и прекращением работы сайта, всё... Сайт практически никому не нужен, а нынешний форум можно с большой натяжкой назвать преемником старого», – Alex Spade[1]
starwars.kulichki.net [жив]

Дебютировавший в ещё совсем зелёном рунете 4 августа 2001 года, этот сайт за авторством Ульяны «Гаечки» Чухаркиной довольно быстро обрёл большую популярность. Немудрено: он представлял из себя отличное хранилище книг и фанфикшена, и располагал форумом. Сайт внимательно следил за публикациями российских изданий о ЗВ, но главное внимание уделял новоиспечённому фэндому. В 2001 был создан «Клуб», куда можно было записаться любым фанатам, существовала и почтовая конференция. Не удивительно, что именно здесь появился отчёт о самом первом, ещё не окрылившемся «СтарКоне».

Я тогда (конец 2002 года) наконец добралась до скоростного интернета, начиталась книжек РВ и в какой-то момент решила пойти на форумы пообщаться с такими же «звезданутыми». Но я почему-то была уверена, что там сидят одни школьники, и тут приду я - взрослая тётя. Каким же было моё удивление, что на Куличках в основном общались мои ровесники и даже люди сильно старше. – Нэш Брик[2]

Усилиями Гаечки также был создан первый русскоязычный интернет-журнал «Гипердрайв» [swmagazine.kulichki.net], посвящённый «Звёздным войнам» — ещё до «Круга Силы». Также она приложила руку к целому ряду других сайтов — в том числе посвящённых Макгрегору и Дарту Молу.

Форум на Куличках

Отдельно стоит упомянуть и форум[3], где с самых первых дней собирались и вдохновлялись будущие сайтоделы. Это один из самых активных ранних форумов на просторах русскоязычного интернета, и в этом плане он конкурировал с Камрадом. Но завсегдатаям того времени он запомнился прежде всего удивительной атмосферной, где споры и обсуждения проводились без переходов на личности или ругани. Всё было настолько миролюбиво, что какое-то время на форуме даже не было модераторов.[2] В этом плане он походил на англоязычный форум BlueHarvest.net [forum.blueharvest.net], который тоже появился на переломе тысячелетий и тоже выделялся уютной атмосферой.

Форум на Куличках в первой половине нулевых переживал свой расцвет, как и многие другие форумы фандома тех лет. Тут, как и везде, можно было найти темы вроде «Ваш любимый персонаж/эпизод/наряд Падме» или «Как вы познакомились со Звёздными войнами». Здесь же обсуждали приквелы и ругали Лукаса, игру Кристенсена и особенно персону Джа-Джа-Бинкса, ждали третий эпизод и делились смешными картинками из интернета (термин «интернет-мем» в те годы ещё мало кто знал).

Уникальным же форум сделали весьма нетривиальные обсуждения не просто фильмов, а самой жизни Далёкой-далёкой галактики. От противоречий кодекса джедаев и принципов действия мидихлориан до устройства Торговой федерации и обоснованности финансирования строительства Звёзды Смерти. В ход шли аргументы из философии, психологии, современной науки и истории маленькой голубой планеты из галактики Млечный путь.

Что особенно радовало, дискуссии «за» и «против» практически никогда не скатывались в ругань уровня «сам дурак», что для фанатских площадок вещь, в общем-то, привычная и объяснимая. Оппоненты выслушивали доводы друг друга, а затем приводили контраргументы, и такая продуктивная дискуссия могла затянуться на десятки страниц. Дружелюбие «куличковцев» иллюстрирует хотя бы тот факт, что в самый активный период жизни форума на нём вообще отсутствовали модераторы. (Позже их пришлось организовать исключительно по причине нахлынувших спамеров).

Не удивительно, что здесь же спонтанно родилась идея Суда над Вейдером — настоящий процесс по всем правилам судопроизводства, с судьями, присяжными и адвокатами. Ролевая игра длилась больше полугода и затронула, пожалуй, всех форумчан.

Здесь же на форуме самые креативные участники начали публиковать свои тексты, отличавшиеся всё той же глубиной и тщательной проработкой «матчасти», с хорошим литературным слогом. Часть авторов позже переберётся в Фан-клуб Дарта Вадика, остальные разбредутся по другим площадкам и личным дневникам. Мало-помалу в личные блоги ушли почти все «куличковцы». Оставшиеся старожилы ещё продолжали общение вплоть до выхода сиквелов, но в конце концов форум отправился в цифровое небытие. — Нэш Брик[2]

Гаечка о той поре

Это была заря нашего интернета, я очень интересовалась вэб-дизайном, журналистикой, пиаром и кино. И все это вылилось в создание сайта. Сайт написан вручную на html.

Причём это не единственный мой сайт, и, кажется, даже не первый тогда. Любую идею я тогда превращала в вэб-страничку.

У меня был отдельный сайт, посвящённый Юэну Макгрегору. Тогда ещё был хостинг «народ», там он располагался.

И там же я разместила сайт по ЗВ, и только потом предложила Куличкам к ним переехать. Они согласились с удовольствием, по-моему.

И сайт начал разрастаться. Я сделала ещё отдельную страницу, посвящённую Дарту Молу — он был моим любимым героем:) По согласованию с Куличками тоже разместила страницу у них.

Ещё была Библиотека ЗВ, но её не удалось развить до тех высот, на которые хотелось забраться.

И создала он-лайн журнал о ЗВ — «Гипердрайв».

Основная идея тех сайтов, и их успех, наверное, в том, что я находила какую-то изюминку, то, чего не было у других.

Например, мой сайт ЗВ на Куличках был с узкой темой — он имел подназвание «ЗВ в России». И это привлекало посетителей. Как это сейчас называют — «оригинальный контент»:)

То же было и с Библиотекой — я не просто выкладывала найденные в интернете книги, но мы сами занимались переводами неизданных у нас ещё книг, и также публиковали русские фанфики.

Поскольку я и мои «коллеги» по сайту находились уже в довольно «возрастной» группе — то я делала ставку на, назовём так, интеллектуальную составляющую. Нас интересовала не только сама история мира ЗВ, но и культура всего зв-фэндома, которая появилась вокруг этого фильма. Я рассматривала ЗВ как культурный феномен.

А сайт как-то затих. Мне стало не хватать времени на его поддержание. К тому же технология того времени не позволяла создать админку, на которой работаю сейчас все новостные сайты. Нужно было переделывать весь сайт, вешать на него программную оболочку, и давать права доступа кому-то из других людей.

Но это был мой авторский сайт. Я не хотела отдавать его кому-то другому.

И по согласованию с администрацией Куличек мы перенесли этот сайт в архив.

Ну и через несколько лет существования сайта сагу я переросла) Это тоже было одной из причин.[4]
  1. «Круг силы», ноябрь 2003
  2. 2,0 2,1 2,2 Из личной беседы с Nash Brik, 2023
  3. bb.kulichki.net/viewforum.php?f=4
  4. Из личной беседы, 2016
Loading comments...